Хотите встретить Новый Год, следуя старым квебекским традициям? Тогда слушайте сюда.
Во-первых, на столе у вас должны быть: пирог с мясной начинкой, свекла, тушеные свиные ножки, пончики и фруктовый торт.
Во-вторых, первый день года начинается с отеческого благословения. Старший сын должен попросить отца благословить всех обитателей дома, после чего все домочадцы преклоняют колени перед главным семейным патриархом. После этого происходит обмен сувенирами — конфетами, фруктами, одежками и изредка — игрушками, причем не магазинными, а сделанными специализирующимися на этом деле мастерами-искусниками.
Да-да-да, подарки в Квебеке было принято дарить на Новый Год, а отнюдь не на Рождество, которое праздновалось исключительно как религиозный праздник. И танцевать — веселиться на Рождество тоже принято не было, все светские развлечения являлись атрибутами исключительно новогодними.
Кюре в сопровождении церковного причта навещал своих прихожан в дни между Рождеством и Новым годом, именовался этот визит «поиски младенца Христа», и после него начиналась череда соседских и родственных визитов, длившаяся до самого начала Великого Поста, причем все прихожане одной церкви норовили по очереди нанести визиты всем остальным соседям по церковной скамье и пожелать им счастья и благополучия в наступившем году.
Наносили визиты, как правило, мужчины, а принимавшим их матерям семейств вменялось в обязанность непременно угостить визитера чем-то легким и вручить небольшой сувенир.
31 декабря приходской молодняк объезжал дом за домом и собирал пожертвования (La guignolée ), а чтобы добровольцы не слишком мерзли в чудовищные морозы, хозяйки вместе с пожертвованиями (чаще всего сельхозпродукцией) подносили им еще и по стаканчику рома для сугрева.
1 января уже начинались танцы, причем непременно исполнялись жига, котильон и кадриль, которые отплясывали под звуки скрипки
А термин La guignolée обязан своим происхождением дереву омеле (по-французски gui), являвшемся для древних галлов символом Нового Года. Причем в Канаде омела вообще не растет. Но вот как привезли первопоселенцы с собой кучу отечественных мифов и легенд, в том числе и знание о том, что 1 января без омелы не праздник, так оно в устной традиции и закрепилось.
Самое интересное, что Гиньоль (Guignol) к этому всему не имеет ни малейшего отношения, хотя, похоже, имя происходит от того же корня.