«Почти Каренина»
⠀
Приятная молодая женщина с восточной внешностью, старательная и аккуратная до невозможности, и по-восточному же очень вежливая и почтительная. С такой внешностью только в кино сниматься, а не чужие локоны крутить и ножницами щёлкать.
⠀
Но судьба у каждого своя. И какая судьба! Анна неспешно намыливает волосы очередной клиентке, а мыслями она сейчас ой как далеко.
⠀
Бабушка Анны была москвичкой. Очень верующая, видимо, «из бывших». Многодетная мать, что по тем временам было уже редкостью.
⠀
Будущий отец Анны родился в Москве сразу после войны. Беби-бумер, значит. А через несколько лет бабушка поняла. что она с советской властью и лично товарищем Сталиным несовместима, то есть абсолютно.
⠀
Не долго думая, тогда ещё не бабушка бросила все, забрала детей и уехала в Среднюю Азию. Там партизанскимb тропами перебралась через границу из Туркменистана в Северный Иран. Главное, всех детей благополучно на другую сторону перевела, никого не потеряла. В Иране они все и осели.
⠀
Сын вырос, принял иранское гражданство, женился на иранке и стал личным телохранителем шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. После революции шах был вынужден бежать из Ирана, как и все его сторонники.
⠀
Пришлось семье Анны перебираться в Турцию. Там они всем многочисленным кланом до сих пор и живут. А Анна («Да, как Анна Каренина, легко запомнить») шесть лет назад предпочла Канаду. По-русски не говорит, хотя очень любит нашу историю и культуру.
⠀
А самая любимая книга у Анны — история любви поручика Ивана Анненкова и французской модистки Полины Гебль. Читали у Дюма «Записки учителя фехтования»? Вот это как раз про них.
⠀
А может кто из вас фильм вспомнит, где тоже про них рассказывали?
***
Знаете ли вы, что одним из самых громких имен в Монреале вот уже больше полувека является имя нашей соотечественницы Людмилы Ширяевой?
⠀
Людмила родилась в Риге в 1924 году. Но через несколько месяцев ее родители, забрав дочь, перебрались в Берлин. Именно там Людмила начала учиться танцевать. А когда в Берлин приехала на гастроли труппа Русского балета, Людмиле довелось участвовать в нескольких спектаклях в постановке Михаила Фокина, ученицей которого она потом всю жизнь себя считала.
⠀
В 1940 году Людмила с большим трудом была принята в балетную труппу Берлинской оперы.
А дальше у ее отца возникли большие проблемы, связанные с его происхождением. В результате с помощью Альберта Геринга семье Людмилы удалось сбежать из Берлина и перебраться в Швейцарию. Там Людмила вышла замуж за художника Алексея Ширяева и взяла его фамилию. В 1952 году Ширяевы перебрались в Канаду.
⠀
Здесь Людмила тут же открыла балетную школу и начала сотрудничать с телевидением. В 1955 году она основала постоянно действующую труппу «Балет Ширяевой» (фр. Les Ballets Chiriaeff), преобразованную в 1957 году в Большой канадский балет (Les Grands Ballets Canadiens).
⠀
Чуть позже Ширяева основала при этой труппе балетную академию, преобразованную в 1966 году в Квебекскую высшую школу танца. Так что теперь у нас тут Рождество не в Рождество без «Щелкунчика» в постановке Большого балета.
⠀
А неподалеку от моего дома после смерти Людмилы был разбит небольшой парк, названный ее именем.
***
(Сентябрь 2019) Я вчера бродила вокруг нашего самого первого канадского дома и вспоминала, как в этот самый день 22 года назад мы поднялись по этим ступеням со спящим детьми на руках, и началась совсем другая жизнь, непохожая на московскую. «Наша» башня Трилон все так же стоит на улице Святого Семейства, но больше ничего не напоминает о жарком сентябре девяносто седьмого. Викторианские особняки окончательно утонули в тени ставших гигантскими кленов. И с тротуара больше не разглядеть их затейливые фасады с высокими крутыми лестницами.
Наша любимая детская площадка уступила место скучному паркингу. А на месте старых доходных домов раскинулась эспланада Площади Искусств с фонтанами, амфитеатра и похожими на лапы гигантских муравьёв мощными фонарями.
Белки стали еще нахальнее. А дети исчезли. Любые — малышня и подростки, сорванцы и тихони с книжками. Семьи с детьми больше не селятся в центре города, теперь это место студентов.
На бульваре Сен-Лоран из прежних знакомцев уцелел лишь банк, в котором мы открыли наш первый счет. А от прежних магазинов и кафе не осталось и следа. Зато в два явно модных заведения змеились длинные очереди.
Никогда раньше такого не видела, чтобы в Монреале в обеденное время нужно было отстоять очередь в ресторан как в добрые советские времена. И это при том, что здесь на каждые два метра три едальни на любой вкус и бюджет.
Я даже на наш бывший приход забежала и там тоже почти не встретила знакомых. Наверное, так и должно быть. Жизнь идет, все меняется… только от этого немного грустно.
А вот интересно, что бы сказала та Таня из 97-го, увидев меня нынешнюю? Жаль, нельзя хоть на денёк сбегать назад и дать себе самой пару ценных советов. Хотя кто сказал, что я тогдашняя стала бы их слушать?
Спорим, что главные квебекские «деликатесы» из вас практически никто не пробовал.
Наших соотечественников в неизменный ступор повергает блюдо под названием Poutine. Но к гаранту, на самом деле, оно не имеет ни малейшего отношения. ПутИн это разом и еда, и пример гениального маркетингового хода.
Изобретено оно было в конце 50-х годов на волне подражательства Мак-Дональдсу, но «с национальным душком». В основе путин лежат очень жирные жареные ломтики картошки, залитые густым мясным соусом и растопленным жирным сыром. Просто, дешево и нажористо. Но просто так очередной вариант жареной картошки на рынок не выведешь, его просто не заметят.
И тогда была придумана гениальная легенда про национальное квебекское блюдо и небогатых древних лесолюбов, холодной канадской зимой поддерживавших силы на лесоповале исключительно благодаря путин. А следом возник призыв к гостям Квебека непременно отведать путин, чтобы их знакомство с провинцией было полноценным.
На самом деле в Квебеке национальных блюд как таковых нет. Зато есть традиция в феврале-марте ездить в «кленовые избушки» в сезон сбора свежего сока.
В избушке вас накормят гороховым супом, сваренным, на кленовом соке, омлетом и жареной ветчиной, вареной картошкой, маринованными огурцами и свеклой, вафлями и тостами. И все это будет сверху щедро полито густым кленовым сиропом.
На десерт вас ждут непременные «oreilles de chris» (хворост) в сахарной пудре. И вываренная до густоты кленовая патока, которую струйкой выливают на утрамбованный снег и наматывают на деревянные палочки наподобие леденца. Ну а мужчины, как водится, будут по трое сбегать на паркинг и быстро-быстро прикладываться к огненному змею, надежно запрятанному в багажники машин.
А еще в морозный день так хорошо согреться огненным слоеным кисло-сладким «бобровым хвостом» прямо из печи! Пальчики оближешь!